Старые ёлочные ирушки. Чем раньше украшали новогоднюю ёлку? Как появился обычай наряжать новогоднюю елку? Идеи украшения входа в дом

Новый год – самый яркий, сказочный и запоминающийся праздник детства, и своим неповторимым очарованием этот праздник обязан новогодней елке: под елку кладут подарки, вокруг елки проходят детские утренники с дедом Морозом и Снегурочкой. И кажется, что обычай наряжать елку очень-очень древний, что ёлка была всегда.

А Вы знаете, что наряженная елка пришла на Русь и стала символом праздника Рождества только во второй половине 19 века, а символом Нового года – и вовсе в 1935 году?

Рождественская ёлка – родом из средневековой Германии , где она испокон веков считалась священным деревом. Еще в дохристианские времена древние германцы, отмечая зимнее солнцестояние, собирались в лесу и совершали обряды вокруг выбранной ели, а позже стали приносить маленькую ёлочку в дом и ставить на стол или подвешивать к потолку.

Точно неизвестно, где и когда ёлка впервые была установлена именно как символ Рождества. За право называться первым в истории городом, где была установлена рождественская елка, пару лет назад сцепились друг с другом Рига и Таллинн, претендуют на это звание и другие города, например, Селеста . Первую же домашнюю ёлку на Рождество установил, по легенде, немецкий реформатор Мартин Лютер в 1513 году. Он же украсил деревце свечами и Вифлеемской звездой. С тех пор наряженная елка именовалась “рождественским деревом ”.

В 17-18 веках обычай ставить елку на Рождество распространился из Германии по всей Европе. Елки были маленькими, “настольными” и украшались исключительно съедобными вещами – фруктами, орехами, конфетами. Разумеется, и любитель всего немецкого Петр Первый попытался ввести этот обычай в России вместе с празднованием Нового года – он издал указ отмечать этот праздник 1 января и в честь него украшать дома и ворота ветвями хвойных деревьев. Однако после его смерти от обычая немедленно отказались. И неудивительно: ёлка на Руси издревле считалась символом похорон , так что сами понимаете, ассоциации она вызывала отнюдь не праздничные.

Не прижился тогда на Руси и сам праздник Нового года. Собственно, праздником он стал считаться гораздо позже –только в 1935 году. А тогда праздничными днями считались Святки , дни от праздника Рождества до праздника Крещенья. Святки всегда праздновались на Руси с размахом среди всех слоев населения: балы, пиры, маскарады, фейерверки, катанье на санках, украшенные ледяными дворцами катки, балаганы и карусели на рыночных площадях, гаданья и колядования. Словом, и без елок было весело.

Елку в качестве “рождественского дерева” привезла в Петербург в 1817 году прусская принцесса, жена будущего императора Николая Первого. Но немецкий обычай и во второй раз прижился исключительно в царской семье и среди высшей петербургской знати, большинство населения даже не знало о нем. И лишь в 1840-х годах елки стали стремительно входить в моду.

Сначала стали популярными убранные сладостями миниатюрные настольные деревца, активно продававшиеся в немецких кондитерских. Однако маленькие аккуратные немецкие ёлочки не отвечали потребностям широкой русской души, и вскоре знать обеих столиц соревновалась между собой, у кого елка выше, гуще и богаче украшена. Богачи украшали свои огромные елки драгоценностями и дорогими тканями, а высшим шиком считались искусственные елки. У людей попроще были самодельные елочные игрушки, но самыми популярными еще долго оставались съедобные елочные украшения: фрукты, орехи, пряники, сахарные фигурки. На ветвях зажигались восковые свечи. В начале 20 века появились стеклянные елочные игрушки.

Однако отношение Российской православной церкви к чужеземному обычаю языческого происхождения оставалось настороженным. И в годы Первой Мировой войны священный Синод пытался запретить елку как “вражескую немецкую традицию ”, что ему не очень-то удалось.

После победы октябрьской революции Рождество и ёлку отменили не сразу. Владимир Ильич Ленин очень любил этот обычай и сам лично устраивал и посещал детский праздник елки в Сокольниках. Однако вскоре после его смерти началась массовая “антирождественская” компания. Сначала праздник Рождества попытались преобразовать в “комсомольское рождество” или в “комсвятки ”, а елку именовали “комсомольской ёлкой”. Однако ничего путного из этого не вышло, и в 1929 году праздник Рождества просто отменили правительственным указом, сделав его рабочим днем и запретив праздновать. А ёлку объявили “поповским обычаем” и “пережитком буржуазного прошлого’. Специальные патрули в рождественские ночи заглядывали в окна домов, выискивая зеленую колючую “антисоветчину”. Устраивались даже антирождественские митинги с торжественным сожжением елки в конце. Пролетарские поэты сочиняли стихи:

“Только тот, кто друг попов,
Елку праздновать готов.
Мы с тобой враги попам,
Рождества не надо нам!”


Но в 1935 году ёлка неожиданно была реабилитирована.
28 декабря 1935 года в центральной газете “Правда” появилась заметка , подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) П.П. Постышевым. Она начиналась такими словами: “В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. ” Автор призывал пионерские и комсомольские организации срочно организовать на Новый год коллективные ёлки для детей.

Разумеется, Постышев не сам принял такое решение – без Сталина тут не обошлось. И выполнено оно было молниеносно: через 4 дня по всей стране засверкали елки и были устроены детские праздники.

Советская новогодняя ёлка полностью сменила имидж, ведь к Рождеству она больше не имела отношения. Голубая восьмиконечная Вифлеемская звезда на макушке была заменена на пятиконечную красную советскую, игрушечных ангелов сменили игрушечные пионеры и серпы-молоты, вместо рождественских свечей – гирлянды электрических лампочек. В 1937 году открылся первый в стране завод по производству ёлочных игрушек и в продаже появились наборы стеклянных шаров с портретами членов Политбюро. А Новый год стал государственным праздником.

Вместе с ёлкой был возрожден и дед Мороз, которого снабдили спутницей – Снегурочкой. Снегурочка – чисто советское изобретение, не имеющее аналогов в других странах. Тогда же, в 1937 году, появилось Советское шампанское как неотъемлемый атрибут встречи Нового года.

Традиционный сценарий новогоднего праздника сложился в 70-е годы и по сей день остается неизменным: провожание старого года за накрытым столом, телевизионное поздравление правителя страны, государственный гимн, выпиваемое под бой курантов шампанское. А вот нынешние Новогодние каникулы - по сути те же старинные русские Святки с их гостями, пирами, танцами, развлечениями, детскими утренниками, катаньем с гор и фейерверками.

Традиция праздновать Новый год с ёлкой, в компании с непременными Дедом Морозом и Снегурочкой, так прочно укоренилась сегодня во всех республиках бывшего Союза, что кажется, будто существовала эта традиция всегда. Ещё сто десять лет назад, в вышедшей в Петербурге книге «Рождественская ёлка», говорилось: «Все так уже привыкли к этому обычаю, что без ёлки святки – не святки, рождественские праздники – не праздники».

В 1906 году философ Василий Розанов писал: «Много лет назад я с удивлением узнал, что обычай рождественской ёлки не принадлежит к числу коренных русских обыкновений. Ёлка в настоящее время так твёрдо привилась в русском обществе, что никому в голову не придёт, что она не русская…»

Действительно, деревья восточные славяне почитали всегда, но главным культовым деревом в Древней Руси всегда была берёза, ель же считалась деревом смерти: неслучайно по сей день еловыми ветками принято устилать дорогу, по которой идёт похоронная процессия. На Руси произошедшее от ели слово «ёлс» даже стало одним из имён лешего, чёрта: «А коего тебе ёлса надо?», а «еловой головой» принято называть глупого и бестолкового человека.

Существовал также обычай: удавившихся и вообще самоубийц зарывать между двумя ёлками, поворачивая их ничком. В некоторых местах был распространён запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола. Из ели, как и из осины, запрещалось строить дома. Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон. Их кладут на пол в помещении, где лежит покойник. Смертная символика ели нашла отражение в пословицах, поговорках, фразеологизмах:

«смотреть под ёлку» – тяжело болеть;
«угодить под ёлку» – умереть;
«еловая деревня», «еловая домовина» – гроб;
«пойти или прогуляться по еловой дорожке» – умереть и др.

«Праздничное» значение ёлка-смерть получила в России по возвращении Петра I домой после своего первого путешествия в Европу (1698-1699). Своим указом от 20 декабря 1699 года, в котором «по примеру всех иудео-христианских народов» день «новолетия» (до этого отмечавшийся 1 сентября) переносился на 1 января, Пётр I «устроил, – по словам А. М. Панченко, – экстралегальный переворот». День этот объявлялся праздничным: предписывалось на домах вешать «украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

Примечательно, что первыми перед навязанным нам иудо-христианским «Новым Годом» начали «украшать» крыши питейных заведений. Поэтому кабаки получили в народе название «ёлки». Примечательно, что в Западной Европе в XVIII веке обычая устанавливать новогодние ёлки в домах ещё не было, исключение составляла лишь Германия XVI века. Только в начале XIX века новогодняя ёлка стала завоёвывать Европу (но в России Дерево Смерти уже появилось, и это существенно проясняет неизменные сефардские цели), оставаясь при этом, выражаясь словами Диккенса, «милой немецкой затеей» (отметим сразу, что именно в Германии и Франции столетиями проживали именно сефарды).

В России ёлки первыми начали ставить в своих домах петербургские «немцы» (то есть это, как мы уже знаем, были сефарды, коих было не менее третьей части населения Петербурга. Приток немцев в Петербург, где их было много с самого его основания, продолжался и в начале XIX века). Этот обычай у них переняла столичная знать (мимикрирующие под русских сефарды). Остальное население столицы до поры до времени относилось к ней либо равнодушно (в русских деревнях по понятной причине ёлка также не прижилась), либо вообще не знало о существовании такого обычая.

Однако мало-помалу (а вялотекущая последовательная тактика против нас сефардами применяется постоянно) рождественская перверсия (или извращение, являющееся любимой тактикой сефардских иудеев), завоёвывала и другие социальные слои Петербурга. В середине 1840-х годов (благодаря незаметно-последовательному достижению своих целей) произошёл взрыв – «немецкое обыкновение» начинает стремительно распространяться. Петербург был буквально охвачен «ёлочным ажиотажем»: о ёлке заговорили в печати (кто ей владел на тот момент?), началась продажа смерто-ёлок перед Рождеством (иудея Иисуса, кстати, Новый Год празднуется в день обрезания иудоиисуса и это, как и полагается по иудейским законам, восьмой день после его рождения), её стали устраивать во многих домах северной столицы.

Обычай вошёл в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественская перверсия становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом «рождественского интерьера». «В Петербурге все помешаны на ёлках, – иронизировал по этому поводу И.И. Панаев. – Начиная от бедной комнаты чиновника до великолепного салона, везде в Петербурге горят, блестят, светятся и мерцают ёлки в рождественские вечера. Без ёлки теперь существовать нельзя. Что и за праздник, коли не было ёлки?»

И действительно, странен народ, ежегодно празднующий собственное уничтожение, не правда ли?..


Андрей СЕВЕРНЫЙ


Многие из нас задаются вопросом – как встретить Новый год? Несмотря на то, что праздник считается домашним, тысячи и тысячи россиян покинут страну в новогодние каникулы и разлетятся по миру – кто куда, думая тем самым получить больше впечатлений и максимально ярко отметить Новый год.


Сегодня мы не будем рассматривать варианты, и предлагать свои сценарии, еще рано, до Нового года далеко и обязательно предложит сценарии праздника и оригинальные идеи для подарков. А сегодня всмотримся в историю и традиции праздника.


Как праздновали Новый год на Руси
Новогодние традиции складывались на протяжении столетий, поэтому сегодня, находясь в раздумьях относительно того, как встретить Новый Год, мы можем вспомнить историю праздника и заимствовать идеи, которые присутствовали на празднике у наших предков.


В Древней Руси празднование Нового Года подразделялось на два периода - святые вечера и страшные вечера. Вечера до первого января считались святыми, после первого января - страшными. Наши предки верили, что первые дни Нового года нечистая сила приобретает особое могущество, творит бесчинства, наносит всем вред. Чтобы как-то оградиться от злых сил, над дверями и окнами ставили знак в виде креста. Поэтому Новый год вызывал не столько радость, сколько душевный трепет. "Праздники усе страшные", - говорили крестьяне. В такие вечера боялись не то, что в гости пойти - нос из избы высунуть.


Потом нашим предкам видимо надоело отмечать Новый год зимой. Они стали справлять его 1 марта. Правда, многие высказывали недовольство и пытались параллельно с весенним Новым годом отмечать и зимний - в январе, ведь чем больше праздников, тем жизнь веселей! Только мартовский Новый год продержался недолго. Вскоре начало года перенесли на 1 сентября. По одной из версий, это связано с решением православной церкви, ведь сентябрь - очень важный месяц для верующих. Вот и решили, что лучшего времени года для того, чтобы отмечать праздник, не найти.



Лишь с XVIII века Новый год перенесли на 1 января. Царь Пётр I своими указами велел ввести летоисчисление от Рождества Христова, а год с 1 января. Он повелевал Новый год отмечать торжественным молебном, колокольным звоном, грохотом выстрелов и фейерверками, «…детей забавлять, мордобоя не учинять». Особо оговаривалось, что все должны друг друга поздравлять с праздником, дарить подарки - до этого времени подарки не были обязательным атрибутом Нового года.



Народ и бояре не стали спорить с Царем по поводу празднования Нового года.


Люди начали усердней готовиться к этому празднику, украшать дома зелеными ветвями. И главное стали дарить друг другу новогодние подарки. Кстати, когда Пётр I отмечал со своими придворными Новый год, он и о народе не забывал - выставлял перед дворцом разные кушанья и чаны с пивом и вином.



Праздничная елка была преимущественно детской забавой. Выбрав крепкую красивую ель, обвешивали ее детскими игрушками, водили вокруг елки хороводы. Разрешалось даже залезать на елку с целью доставать желанные игрушки и сладости. После того, как празднество заканчивалось, оставшиеся игрушки снимали с елки и раздавали детям.


Позже украшение елки стало более изысканным, появились определенные правила украшения елки. Верхушку венчает «Вифлеемская звезда». Шары (прежде это были яблоки) олицетворяют тот запретный плод, который вкусили наши прародители Адам и Ева. Всевозможные фигурные пряники и печенье, сменившие обязательные во времена средневековья вафли, напоминают о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия. Со временем все упростилось, на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. А потом пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла.


Неудивительно, что праздник сразу полюбился детям. Одновременно с детской радостью игрушкам и сладостям, взрослые тоже радовали друг друга – делали разные подарки, попутно делали мелкие презенты слугам, гувернанткам и беднякам. Поэтому многие с нетерпением ждали празднования Нового года, ведь этот праздник стал самым веселым и радостным для всех, от самых маленьких, до убеленных сединами старцев.



Стол на Новый Год
Вершиной праздничного гулянья, долгожданным лакомством считался пирог. Это отзвук того, что хлеб был главным блюдом и источником всей жизни.


Перед новогодним ужином насыпали на стол семена ржи, пшеницы, овса. Потом стол покрывали чистой скатертью.


Еще у русских, украинцев и белорусов важным новогодним блюдом была сладкая каша-кутья, блины. Кашу варили из цельных зёрен, нескольких видов злаков. Считалось - будет обильная трапеза на Новый год, значит, будет дому полная чаша весь год.


Помимо этого, из теста лепили и выпекали фигурки домашних животных – коз, коров, телят, лошадей. Потом, когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками и другими сладостями.


Некоторые обычаи и поверья
Обычно перед Новым годом старались отдавать все долги, прощали все обиды, те, кто были в ссоре, обязаны были помириться, поэтому просили друг у друга прощения.


Люди старались войти в Новый год во всем новом, для чего в праздник надевали новое платье, новую обувь. Люди верили, что это будет способствовать росту благосостояния.


Важным был и первый день Нового года. Уделялось внимание, как пройдет этот день. Ведь от этого зависел весь предстоящий год.


Традиция украшать елку очень древняя, свыше 2000 лет. Раньше люди считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. Люди старались задобрить этих духов, развешивая на деревьях угощения и подарки. Вечнозеленая ель занимала среди всех деревьев особое место: она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Раньше вместо игрушек вешали на деревья плоды разных деревьев, например:

яблоки - символ плодородия,
орехи - непостижимость божественного промысла,
яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Первые наряженные елки появились на территории современной Франции в Эльзасе; как утверждают историки, это произошло в 1605 году. Летопись свидетельствует: "На Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру". Многочисленная протестантская община немецкой области Вюртемберг переняла это новшество. Постепенно эта традиция распространилась по всей Германии, а затем - и по всей Европе. Тем не менее, елки появлялись сначала только в домах богатых дворян и купцов. Разнообразными игрушками украшались в средневековой Германии не только елки, но и сосны, ветки вишневых деревьев и буков. Первый стеклянный елочный шар был выдут в Тюрингии (Саксония) в 16 веке. Промышленное производство елочных игрушек началось только в середине прошлого века - здесь же, в Саксонии. Искусные мастера выдували игрушки из стекла, вырезали из картона колокольчики, сердечки, фигурки птиц и зверей, шары, шишки, орехи, которые потом раскрашивали яркими красками.

Повсеместно устанавливать в домах рождественские елки стали относительно недавно - в 19 веке. Именно тогда вечнозеленые, пышные красавицы стали регулярно устанавливаться в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Достоянием же простого люда елка стала лишь во второй половине 19 века.

В России Новый год стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. До этого отмечали начало нового года 1 сентября. В указе Петра I говорилось: "По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудными каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить". Этот праздник с елкой (хотя при Петре Великом елку не украшали, а украшали лапы, веточки), украшениями и карнавалами очень полюбился русскому народу.