Искусство рассказывания историй (притч) как способ вовлечения учащихся в процесс глубокой нравственно-духовной беседы. Притчи о саморазвитиии и самопознании Притчи по самопознанию для детей


Двадцать четыре гуру Авадутты

Махараджа Яду, основатель династии Ядава, в которой родился Шри Кришна Бхагаван, однажды встретил Авадутта Свами. Мудрый, интеллигентный и знаток дхармы, каким он был, Яду заметил человека и его поведение. Заметив, что Свами - знаток Истины, король Яду преклонился перед ним и заговорил с ним вежливо.
- Господин, когда я вижу вас, я чувствую большое удивление и изумление. Хотя мы обладаем знанием шастр, мы прилагаем большие усилия, чтобы потакать нашим чувствам. Но кажется, что вы не совершаете никаких подобных усилий...

Кузнец

В одном небольшом селении был один единственный кузнец на всю округу, ежедневного заработка которого хватало только на то, чтобы купить еды на один день для своей семьи. Однажды к нему пришли врач и повар с просьбой выковать им ножи для работы: повару - кухонный, а врачу - скальпель. Кузнец с радостью принялся за работу.

В это время мимо кузницы шёл прохожий, который засмотрелся на кузнеца и его работу. Подойдя поближе, он поздоровался и спросил, что будет из этого металла.
- Ножи, - ответил кузнец.
- Ножи? - переспросил прохожий. - А вы не боитесь, что кто-то...

Чему учат книги

Когда в школу пришёл слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя:
- Как же он будет учиться, если он слепой?
- Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, - объяснил учитель.

Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался. У слепого была отличная память, и он всё запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к слепому мальчику и просили у него помощи...

Узкий воротник

Случилось так, что один человек сильно заболел. Его болезнь состояла в том, что он всё время чувствовал, что его глаза готовы выпрыгнуть, и в ушах у него постоянно звенело. Постепенно это довело его до бешенства, потому что это продолжалось ежедневно.

И он обратился к врачам. Один врач посоветовал удалить аппендикс, и ему удалили аппендикс, но ничего не изменилось. Другой посоветовал вырвать...

В поисках лучшего

Жил когда-то эгоистичный и высокомерный человек. Однако он рано усвоил, что может скрывать свои вредные наклонности и даже потворствовать им, называя их по-другому. Он принял вид человека, проповедующего и практикующего совершенство, и очень легко складом его ума стало состояние самообмана.

Он придирался к другим, полагая, что пытается улучшить человеческое поведение...

Стрела и туман

Мастер, - однажды спросил ученик, - почему существуют трудности, которые мешают нам достигнуть цели, отклоняют нас в сторону от выбранного пути, пытаются заставить признать свою слабость?

То, что ты называешь трудностями, - ответил Учитель, - на самом деле является...

Старик и конь

Жил-был в деревне старый человек. Он был очень беден, но даже короли завидовали ему, потому что у него был прекрасный белый конь. Ему предлагали за коня баснословные деньги,но старик говорил: "Этот конь для меня не конь, а личность. Как можно продать личность, друга?"

Человек был беден, но никогда не соглашался продать коня. Однажды утром он не обнаружил коня в стойле. Собралась вся деревня и все осудили старика:
"Ты - глупый старик, - говорили ему. - Мы знали...

Идрисова Ирина Салемужановна
учитель самопознания КГУ «СОШ №17» отдела образования города Экибастуза

Вопрос нравственно- духовного воспитания учащихся является одним из ключевых в современном обществе. Вос-питание – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. нравственно- духовное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

В процессе своей деятельности на уроке, использую различные приемы и методы.

Одним из таких приемов «питания детской души», гармоничного развития и раскрытия внутреннего мира ребенка, следования общечеловеческим ценностям в повседневной жизни, считаю использование притч на уроках самопознания.

Почему я выбрала этот материал? На занятиях заметила, что часто дети читают текст глубоко не вникая в него, не понимая содержание, а порой и теряют мысль. Притча учит их пытаться осмысливать прочитанное. Поэтому учитель стоит перед выбором: либо ты им даешь сухую информацию, либо – пытаешься воспитывать, что-то обсуждая на жизненных примерах. Для себя я решила: пусть лучше ученики получат меньше точной информации, но я попытаюсь их вызвать на откровенный разговор, затронуть душевные струнки, что, возможно, когда-то в них отзовется. И для этого притча оказалась самым подходящим материалом.

Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению (а не учитель сообщает детям готовое «правильное» решение).

Что же такое притча? Причта – это удивительный жанр. Слово притча является переводом на славянском языке «притъка»-случай, происшествие- иносказание, образный рассказ, часто употребляемый для изложения вероучительных истин, с греческого слова «paraballo», что значит “располагать в ряд”. Таким образом, притча – это то, что поставлено в один ряд с чем-либо для сравнения. В притче обычное событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную истину. В них отражается жизнь человека, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения.

Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:

1. Если притча – геометрическая фигура, то это …

2. Если притча – цвет, то это …

3. Если притча – это название фильма, то это …

4. Если притча – настроение, то это …

5. Если притча – музыка, то это …

6. Если притча – животное, то это …

Цели и задачи работы с притчей:

1. использование речевых средств для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

2.умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

3.овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

4.готовность слушать собеседника и вести диалог, возможность высказывать свою точку зрения;

5. развитие творческой активности, мышления, воображения, памяти и т.д.

Уникальность притчи и в том, что она имеет множество свойств

Свойства притчи: краткость; не требует доказательств; подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации; не содержит прямого наставления, морали (слушатель сам должен его вывести); строится на сравнении, подобии, противопоставлении явлений и фактов; предполагает мыслительную деятельность; несет в себе определенный поучительный урок.; помогает постичь важную нравственную истину; пособ передачи мудрости старшего поколения.

Притчи выполняют следующие функции:

1. Функция зеркала. Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями. 2. Функция модели. Притча служит посредником между людьми, позволяет посмотреть на их взаимоотношения со стороны, опосредованно на саму конфликтную ситуацию. Мы можем мягко, в щадящей форме, помочь ребенку найти выход из нее.
3. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

4. Функция хранения опыта.Притча – это изумительная кладовая опыта, который передается от поколения к поколению в обобщенном и занимательном виде, завораживая и привлекая внимание слушателя:

Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Притча уместна для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него. Урок на тему «Счастье человека» я начала с притчи о счастье: Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.- Что еще слепить тебе? - спросил Бог.- Слепи не счастье, - попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. (вопросы Что такое счастье? В чем смысл притчи?…)

Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания. Например, когда мы говорили о добре, я рассказала следующую притчу. «Юноша и звезды». Старик шел по берегу моря и увидел молодого человека, который подбирал на берегу морские звезды и бросал их в волны. Старик спросил, зачем он это делает. Юноша ответил, что звезды умрут без воды. Старик возразил, что звезд слишком много, поэтому – что толку в его усилиях? Юноша посмотрел на звезду, которую держал в руках и сказал: «Толк есть хотя бы для нее одной. Пусть она еще поживет»… Далее я предложила детям вопросы о том, как можно оценить поступок юноши и что такое доброта.

Притчи можно использовать для обсуждения той или иной темы, для рефлексии в конце урока. Например, при изучении темы в 9 классе «Мечта и реальность» с целью раскрытия важности познания себя при выборе пути, своего истинного предназначения, предлагаю притчу «О ручейке»

(Вопросы: Что значит «найти свое призвание?»)

Нравится детям притча про одуванчики. Знакомство с этой притчей провела на улице, во время цветения одуванчиков. Когда зашли в класс ребята рисовали цветы. На следующий урок в качестве домашнего задания, дети принесли стихи, рисунки и даже рецепты про одуванчики. Мы их действительно, полюбили!

В конце учебного года (это для меня стало традицией) я демонстрирую учащимся 11 класса притчу «Полная банка» к теме «Человеческие ценности», дети участвуют активно, помогая называть все ценности, определяя самые важные для жизни.

Темы притч могут быть разнообразными: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок и т.д.

Разновидности заданий при работе с притчей на уроке:

· обсуждение основной идеи и смысла притчи; формулировка вопросов;

· название притчи;

· притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться);

· выделение ключевых слов – понятий, с последующим комментированием;

· инсценировка притчи;

· подбор пословиц, поговорок на идею притчи;

· сравнение с басней, видеороликом (определить);

· вставить пропущеные слова в текст притчи;

· притча с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, профессии, социальной роли и т.п.).

· сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями;

· определение ценностей, которые отражает притча.

· составление кроссвордов, ребусов по идее притчи;

· иллюстрация притчи.

*открытые вопросы – подразумевающие собственный развернутый ответ;

*закрытые вопросы – односложный ответ или выбор из предлагаемых ответов;

*ситуационные вопросы – для выяснения сложившейся ситуации;

* проблемные вопросы – обнаруживают конкретные трудности, противоречия;

*направленные вопросы – позволяют извлечь конкретную информацию;

*направляющие вопросы – вопросы, содержащие предложения;

*проясняющие вопросы.

Сочетание разных методов, форм и видов деятельности повышает мотивацию учащихся и делает уроки наиболее продуктивными.

Методы работы с притчей

Метод дискуссий – создание доступной для понимания проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Исследовательский метод - организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя, самостоятельно выдвигают гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают и открывают знания, а не получают их в готовом виде.Ребята работают с историческими материалами, заполняют таблицы, пишут мини – сочинение (эссе) на предложенную тему.

Например, после пересказа притчи о «Семейных ценностях», учащимся предлагается создать вместе с родителями родословное дерево, рассказать о своих предках, исследовать традиции, обычаи своей родословной. Результат необычайный: дети принесли очень много работ, при этом рассказывали как родители активно участвовали, обзванивали родственников как в Казахстане, в России и даже в Германии. ….

Сочинение притчи (или эссе, сочинение-рассуждение, стихотворения) Письменная творческая работа позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы.

Драматизация (театрализация) может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания. Главная формула метода: «Взволновав, заставить задуматься». Учащиеся проигрывают притчу. Сам механизм действия способен активизировать в ребенке определенные эмоции, представления, мысли. (В школе есть 7 класс, который мы называепм трудным, дети не любят работать с учебником, но инсценировать любят очень, это их конек! Предлагаю им не только разыграть, но и обсудить, сделать вывод, проанализировать действия героев. Открываются таланты, проявляется артистизм таких детей, от котрых не ожидал. Они сами стали открытием для меня..)

Работа над притчей «Ведро яблок» в 3 классе по теме «Щедрость и великодушие» (задание после прочтения: 1 группа- рисунок к притче, 2 группа яблочки с характеристикой человека великодушного и щедрого, 3 группа придумали продолжение к притче (где отрицательный герой осознал свое поведение, попросил саженцы у соседа, посадил сад, плоды раздавал всем и стал добрым и щедрым).

Прием «Ромб ассоциаций» – актуализация субъективного опыта при анализе текста притчи. Посередине листа (доски) чертится ромб. Сверху записывается тема притчи (о чем?), слева – фразы, слова, словосочетания из текста; справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы. Внизу – вывод в форме афоризма, морали, синквейна, хокку, танку и т.п.

Малыши, ученики начальных классов, с удовольствием собирают пазлы из разрезанной картины и придумать к ней небольшую притчу (афоризм, философский рассказ).

Прием «Дерево предсказаний» используется для работы с текстом притчи. Помогает строить предположения по поводу развития сюжета притчи. Ствол дерева – тема, ветви – предположения со словами «возможно», «вероятно»; листья – обоснования этих суждений, предположений, иными словами, аргументы.

Педагог должен помнить, что на уроках самопознания, необходимо целенаправленно создавать условия для становления нравственно- духовной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому он стремится.

Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы, их сердца наполнятся мудростью, а разум - пониманием.

Список литературы

1. Начала мудрости. А. Лопатина, М. Скребцова –Москва; Амрита-Русь, 2005.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов/ Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16 – е изд., испр. – М: Русский язык, 1984. – с.310, 315, 737.

3. Тумина Л.Е. Без притчи века не изживёшь (приёмы работы с притчей на уроках развития речи)// Журнал «Русский язык в школе», Ν6, 1997. – с.9 – 15.

4. Энциклопедический словарь юного литературоведа/Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988. – с. 232 – 234.

5. Древнерусская притча. - М.: Советская Россия, 1991.

6. Тумина Л.Е. Без притчи века не изживёшь (приёмы работы с притчей на уроках развития речи)// Журнал «Русский язык в школе», N6, 1997. – с.9 – 15.

7. 100 великих гениев/ Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2005. – с.191 – 192

Фрагменты технологических карт

Притча «О камнях»

Один человек купил на базаре овощей. Приехав домой, он обнаружил, что торговцы вместо товара положили в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить как прежде.
И вот спустя сорок долгих лет в его дом постучались. Когда человек отворил дверь, на пороге стояли дряхлые старики.
- Здравствуй, - сказали они, - это мы обманули тебя тогда, и мы пришли попросить прощения.
Человек ответил: - Я помню этот случай. Но вы ничего мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы сорок лет носили их в вашем сердце.

Придумайте новое название притче.

В чем нравственный урок ее? О какой ценности идет речь?

Как вы объясните смысл понятия «совесть»?

Составьте кластер или синквейн со словом «СОВЕСТЬ»

Какая из данных поговорок о совести отражает смысл притчи:

А) Совесть – тысяча свидетелей.

Б) Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спать ложится.

В) У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

Г) Чистая совесть не тонет.

Д) Человек с нечистой совестью всего боится.

Е) С его совестью жить хорошо, да умирать плохо.

Игра « Найди пару»

Поступать вопреки своим убеждениям
Жить по совести
Жить честно, справедливо
Делать на совесть
Делать что-либо хорошо,добросовестно
Поступать против совести
Жить спокойно, не испытывая угрызения совести
Поступать без зазрения совести
Поступать без стыда, без стеснения
Поступок на его совести
Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то
Жить со спокойной совестью

Притча «Кто чем богат, тот тем и делится!»

Приобрёл себе как-то хороший человек новый дом - большой, добротный и красивый, да ещё и с большим плодоносящим яблоневым садом. Рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подкинет, то ещё какую гадость сотворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там - ведро стоит с помоями.

– Как вы думаете, что сделал хороший человек?
Продолжение чтения:

Взял он ведро, помои вылил, вычистил до блеска ведро, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Обрадовался сосед, услышав стук в дверь, и злорадно подумал: «Ну, наконец-то я его достал!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит:
- Кто чем богат, тот тем и делится!

театрализация, обсуждение притчи:

Озаглавьте текст.

Притча «Два волка»

Педагог раздает ребятам распечатку притчи, ребята по очереди зачитывают ее абзацы, затем ученик, либо сам педагог прочитывает притчу заново.

(Название притчи умышленно не дается.)

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Работа с притчей.

– Понравилась ли вам эта история?

– Как вы поняли, о чем она?

– Кто главные герои притчи?

C чем сравнивает старик внутренний мир человека?

– Что представляет собой каждый волк?

– Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука?

В чём нравственный урок притчи?

– Какое название можно придумать к этой истории?

3) Психотерапевтическое упражнение к притче «Соломенная шляпа».

Выбирается ведущий. Он надевает на себя соломенную шляпу правды. Остальные по очереди задают ему любые вопросы. Водящий должен отвечать только правду. Дети по очереди надевают шляпу правды, и каждому задается по 5 вопросов.

Анализ упражнения:

– Понравилось ли вам упражнение?

– Сложно ли было отвечать на вопросы? А задавать?

– Почему человеку бывает так сложно сказать правду?

В притче время точно не определено, территория не названы. Поучительный вывод здесь виден не сразу. Только поразмыслив, мы понимаем, что в притче «Два волка» внутренний мир человека сравнивается с борьбой двух волков (миров). Белый и чёрный волки представляют противоположные понятия о добре и зле. И человеку всегда необходимо самостоятельно сделать выбор между добром и злом. Можно сказать, что притча – небольшая по объёму. В притче много слов, которые понятны человеку в любом возрасте.

Таким образом, мы видим, как в данных притчах соединяются обобщение и оценка явлений жизни человека с краткость языка, необычностью повествования.

Притча о счастье

Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме.

Один из братьев подошел к яме и попросил у Счастья денег. Счастье одарило его деньгами, и он ушел счастливый.

Другой брат попросил красивую женщину. Тут же получил и убежал вместе с ней вне себя от счастья.

Третий брат наклонился над ямой:

Что тебе нужно? – спросило Счастье

А тебе что нужно? – спросил брат.

Вытащи меня отсюда, – попросило Счастье. (продолжите притчу)

Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и пошел прочь. А Счастье пошло за ним следом.

1. Продолжите притчу.

2. Что такое счастье?

3. Как вы понимаете изречение Р. Игерсолла «Способ быть счастлвым- сделать счастливыми других»? Согласны ли вы с ним?

4. Вспомните пословицы и поговорки о счастье.

5. Составьте формулу счастья:

СЧАСТЬЕ =

Притча о гордом кедре

В одном саду рос кедр. С каждым годом он мужал и становился всё выше и краше. Его пышная крона царственно возвышалась над остальными деревьями и отбрасывала на них густую тень. Но чем больше он разрастался и тянулся вверх, тем сильнее в нём росло непомерное высокомерие.

С презреньем поглядывая на всех свысока, однажды он повелительно крикнул:
- Уберите прочь этот жалкий орешник! - И дерево было срублено под корень.
- Освободите меня от соседства несносной смоковницы! Она докучает мне своим глупым видом, - приказал в другой раз капризный кедр, и смоковницу постигла та же участь.

Довольный собой, горделиво покачивая ветвями, спесивый красавец никак не унимался:
- Очистите вокруг меня место от старых груш и яблонь! - и деревья пошли на дрова.
Так неугомонный кедр повелел истребить одно за другим все деревья, став полновластным хозяином в саду, от былой красы которого остались одни пни.

Но однажды разразился сильный ураган. Зазнавшийся кедр изо всех сил противился ему, крепко держась за землю мощными корнями. А ветер, не встретив на своём пути других деревьев, беспрепятственно набрасывался на одиноко стоящего красавца, нещадно ломая, круша и пригибая его книзу. Наконец истерзанный кедр не выдержал яростных ударов, треснул и повалился наземь.

Леонардо да Винчи

О какой ценности идет речь в притче?

В чем нравственный урок притчи?

Прием «Ромб ассоциаций»
Притча «Два друга»

Как-то, два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому.
Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину”.
Друзья молча продолжали идти, и через много дней нашли оазис, в котором они решили искупаться.
Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”.
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло…

1.Работа с заголовком притчи до чтения.

Прочитайте, как называется притча. Как вы думаете, о чём будет текст?

Зачем нужны друзья?

2. Первичное чтение притчи учителем. (Дети слушают притчу.)

Оправдались ли наши предположения, текст о друзьях?

Какие пословицы можно вспомнить, прочитав эту притчу?

1. Составьте кластер или синквейн со словом «ДРУЖБА»

ДРУЖБА
2. Вспомните пословицы о дружбе.

3. Нарисуйте эмблему дружбы.
Притча «Корзину-то возьми»

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

– Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

– На что она мне?

– Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Анализ притчи

О чем эта притча?

О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)

О каком важном законе нравственности напоминает притча?

В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?

Чему учит притча?

Задание для группы: Выберите пословицу, которая точнее других передает смысл притчи.

Задание для группы: Вспомните и обсудите, приходилось ли вам читать подобные произведения, либо было в вашей жизни событие, которое подходит по смыслу к притче (выберите только одну историю и расскажите другим группам).

Для размышлений:

«Почитай отца твоего и мать твою,(Одна из заповедей)

«Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка

«Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей». Китайская поговорка

«Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости». Персидская поговорка

«Поддерживать отца и мать – вот величайшее благословение». Буддизм

«Мера доблести детей в их отношении к родителям». Армянская поговорка

«Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а предупредительно давать потребное друг другу». Диоген

Притча «Три строителя»

Нахождение и вставка пропущенных слов в притче.

Шел …………., а на встречу ему три человека везли под ……….солнцем тележки с камнями для строительства храма. ……….остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил:

Что ты делал целый день?

И тот с ……….. ответил, что целый день …………проклятые камни.

У второго спросил:

А что ты делал целый день?

И тот ответил:

– Я………….выполнял свою работу.

А третий ……….., его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

– А я …………в строительстве храма.

Задание: вставьте пропущенные слова, словосочетания в содержание притчи.

Какие ценности отражает притча? Чему она учит нас?

Притча «О змее»

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня есть глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела. А ты не имеешь таких достоинств».

В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева.

Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.

Анализ притчи

– Определите героев-участников данной притчи; перечислите. А сколько героев?

– О чем спорили Хвост и Голова?

– Кто, на ваш взгляд, прав: хвост или голова?! Аргументируйте свою точку зрения.

– Что можно сказать о качествах, ценностях Хвоста и Головы?

– Что в истории вам может показаться странным? (Хвост сделал несколько шагов, а Змея не может шагать; Змея молчалива.)

– Чтобы вы посоветовали Змее, оказавшись рядом?

– В чем заключается смысл притчи? (Жить в согласии.)

– Могут ли подобные ситуации быть в жизни?

– Назовите басни, которые можно отнести к данной притче.

– Назовите пословицы и поговорки, подходящие к притче.

– Как бы вы проиллюстрировали данную притчу на листе бумаги?

Притча «Жадный Лев» ? (Аналитическое чтение)

Героем притчи будет являться царь зверей – Лев. Все знают, что лев – страшный хищник. К своей добыче может подкрадываться очень близко, а затем бросается вслед за ней, догоняет и совершает прыжок. Живет в Африке.

Слушая притчу, определите, какое качество льва проявляется очень ярко

Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал:

– Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем.

Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему.

Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал…-Жадность

– Данная притча так и называется – «Жадный Лев». Почему Лев все время менял добычу?

– К чему стремится жадный человек?! (Стремится к наживе, хочет получить больше, чем ему необходимо.)

– Жадность становится необузданным желанием, необузданной страстью для нашего героя. В народе жадного человека называли «прижимистым» или «скаредным».

– Как вы думаете, о чем же подумал Лев, увидев свое отражение в воде? (Высказывания детей.)

… И подумал, что перед ним какое-то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли.

– Какое еще качество Льва проявляется в этой истории? (Глупость)

– Чему учит притча?

Для размышлений:

«Жадность заключается в желании иметь больше, чем необходимо». Августин

«Жадность есть необузданная страсть приобретения, жажда наживы». П. Браччолини

Работа над притчей «Медведь»

Отгадайте, кто будет героем в этой притче (работа в группах):

«Собери картинку» (пазлы): учащиеся собирают пазлы и отгадывают героя притчи.

Читают отрывок текста и тоже отгадывают героя.

Самый крупный и, наверное, самый известный хищник. Любит лакомиться лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но не откажется и от вкусных желудей и грибов. Великолепно плавает, не боясь переплывать большие реки в несколько километров шириной.

Итак, героем нашей притчи будет медведь.

– Что любят медведи больше всего? (Мёд.)

– Правильно. Медведи – большие сладкоежки. Косолапые сластены часто разоряют гнезда диких пчел. Это совсем не нравится пчелам, и они стараются укусить непрошенных гостей. Но мишки не сдаются, ведь мед такой вкусный.

– А что может испугать медведя? (Выслушать варианты.)

Кого боится медведь?

Сказали как-то медведю:

– На тебя вся деревня идет!

– А я не боюсь! – отвечает косолапый.

– Кого же ты боишься?!

– А вот если скажут, что братья на меня идут, тогда мне есть чего бояться.

– Чего же боится медведь? Что его может испугать? (Предательство близких.)

– В чем смысл притчи?

Притча «Собака и волк»

Героем русских народных сказок часто является Серый волк. Отгадайте, из каких сказок данные иллюстрации (учитель демонстрирует иллюстрации или слайды из сказок «Волк и семеро козлят», «Кот и Лиса», «Лиса и Волк»).

– Мы с вами знаем о том, что Серый волк обманывает, хитрит; он сильный, но использует силу для совершения проступков; злой, не пожалеет беззащитного; в каких-то ситуациях русский народ показывает его глупым.

Собака и волк

Однажды крестьянин отправился в лес за дровами. За ним увязалась и его собака. Вместе они вошли в лес. Вдруг появился волк. Он набросился на собаку, отволок ее в лес, чтобы съесть, но собака со слезами на глазах сказала ему:

– Что сделала я тебе плохого, что ты хочешь меня съесть? Если ты сейчас съешь меня, все равно завтра опять будешь голодным. Давай пойдем к нам домой, там каждый день мне дают хлеб и другую пищу, будем жить вместе.

Волк видит, что собака говорит дело, и согласился. Шли они, шли, и, когда подошли к селу, волк заметил, что шея у собаки плешивая, вся в нагноившихся ранах.

– Это хорошо, очень хорошо, братец, что ты так прекрасно живешь, но почему у тебя такая израненная шея?

– Знаешь что, братец, у моего хозяина дурной характер: перед тем как положить передо мной хлеб, он надевает мне на шею цепь, а затем говорит: «Ешь».

– Нет, братец, пойду-ка я обратно, а ты иди, живи сам с сытым желудком и с цепью на шее.

Анализ притчи

– Что ценит Волк больше всего? (Ценит свободу.)

Свобода является одной из важнейших нравственных ценностей. Свободу можно сравнить с воздухом горных вершин. Имея свободу, человек имеет выбор. Но для слабых людей свобода непереносима! Почему?

– В чем смысл притчи?

Постарайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

– Какие ценности отражает притча? Чему она учит нас?

(ключевое) слово

Герои – действующие лица

Событие-действие (ситуация)

Событие-действие (ситуация)

Без названия (Задание: Придумать название к притче)

«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».

О какой пословице шла речь в притче? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей).

Задания для учащихся:

· инсценировка, иллюстрирование,

· задать свои вопросы к тексту, предложить свои варианты вопросов и ответов по тексту притчи.

· придумать название к притче

Притча (название придумать)

Пришел как-то в одно село старичок – странник. Стал он ходить по дворам и просить милостыню. Постучался в один дом – сердобольная хозяйка вынесла страннику и теплую одежду, и утварь, и еду. Все давала, что бы он ни попросил. Постучался в другой дом, а там жадная хозяйка дала ему только дырявый платок, да поскорей дверь перед носом захлопнула.

Только ушел старичок-странник, как случился в том доме страшный пожар. Все до одного дома сгорели, и люди остались ни с чем. Вернулся тогда странник в село и каждому вернул все, что ему дали.

Первой хозяйке все ее добро отдал, а жадной достался только дырявый, как решето платок.

Будь добрым, и добро к тебе вернется.

Задания для учащихся:

иллюстрировать,

задать свои вопросы к тексту,

предложить свои варианты вопросов и ответов по тексту притчи,

придумать название притчи.

    С.И.Ожегов: «Добро - всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

Как вы поняли слова притчи - «Всегда побеждает тот волк,

(слайд № 17)

Какие из следующих поступков являются добрыми делами, а какие - злыми? Объясните ваше мнение.

  1. Играть в футбол на газонах;

6. Отобрать у друзей мяч;

8. Уступить место в автобусе.

Игра «Топаем - хлопаем» Если поступок, изображённый на картинке добрый - хлопаем, плохой - зло - топаем.

11.

Будет делать зло - станет _________.

Будет нести добро - станет ________ .

Человека

Добру

добра

добрыми

12. Рефлексия (слайд №36)

Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет.

Задание на дом:

14. ВСЕМ СПАСИБО!!!

Просмотр содержимого документа
«Реализация задач нравственно – духовного воспитания на уроках «Самопознания» через притчу, как основного методического приёма обучения. »

Реализация задач нравственно – духовного воспитания

на уроках «Самопознания» через притчу, как основного

методического приёма обучения.

Выступление на августовской конференции учителей

«Роль и место предмета Самопознания в учебно-воспитательном процессе организаций образования Республики Казахстан»

Жакупова М.И., педагог – психолог ОСШ №3

«Если вы заглядываете в будущее на год вперед – сажайте рис, на десять лет – сажайте деревья. Если вы заглядываете на всю жизнь – воспитывайте человека»

Народная мудрость.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Республики Казахстан, о ее молодежи.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема нравственно – духовного воспитания очень актуальна.

Перед дошкольными организациями и общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Формирование нравственности происходит в школе на всех занятиях, во всех режимных моментах, в игровой и трудовой деятельности. Но основная работа по этому вопросу происходит на занятиях по предмету «Самопознание». На этих занятиях идет возрождение духовности человека, акцентирование на личность ребенка, вырабатываются позитивные взгляды, мышление, убеждения на ту или иную проблему.

Чтобы закрепить в сознании ученика определенные духовные ценности, о которых он узнал на занятиях по «Самопознанию», помочь прожить определенное эмоциональное состояние, помочь объяснить, что оно означает, необходимо акцентировать межпредметную связь уроков «Самопознания» и занятий по развитию языковой среды. Здесь очень хорошо помогает такой методический приём, как «Чтение», который направлен на расширение знаний и представлений школьника о ценностях и нравственных качествах человека через осознание поступков литературных героев, их взаимоотношений, размышлений о себе. Небольшие рассказы, сказки, притчи, стихотворения, представленные в данной рубрике – это своеобразное отношение персонажей к изображаемым событиям с проекцией на жизненный опыт ребёнка.

Одним из таких приёмов – чтение притч,в которой заложена какая-то определенная нравственная истина, какой-то определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.

«НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПРИТЧИ»

Цель: выявление нравственных уроков притч

Задачи урока:

    Знакомство с понятием притчи.

    Узнать об особенностях притчи

    Познакомиться с текстом притчи

    Учиться понимать смысл притчи

    Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;

    Расширить знания о нравственных понятиях добра и зла;

    Воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков.

Ход урока:

(слайд №4-5)

1. Введение

Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы.

Каждая притча может что-то нам дать, чему-то научить. В ней заложена какая-то определенная нравственная истина, какой-то определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.

Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объемного мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.

2. Определение притчи (слайд № 6 -7)

ПРИТЧА - это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

ПРИТЧА – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме.

ПРИТЧА - короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью.

ПРИТЧА – «поучение в примере» (В.И. Даль).

Притча - небольшой _______(1), содержащий ___________ (2) в

___________________ (3) форме.

1 - рассказ

2 – поучения

3 – иносказательной

3. Особенности притчи (слайд №8)

Особенности притчи:

    в притче, как правило, нет характеров. Персонажи обычно безымянны, схематичны;

    время, часто и место действия неконкретны;

    притча не изображает, а сообщает;

    в притчах нет прямого поучения;

    свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни;

    ответ над поставленным вопросом каждый должен дать сам;

    в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель;

    нет показа событий в развитии;

4. Чтение (показ) «Притча о двух волках» (слайд №9-12)

5. Обсуждение (слайд №10)

Что олицетворяли в притче белый и черный волк?

6. Словарная работа (слайд №14-15)

У нас 2 группы: сейчас с помощью жетонов мы определим то понятие, над которым вы будете работать. (жетоны: черные и белые полоски)

Работают со словарями Ожегова: первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло.

    Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

    С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

    Мозговой штурм «В чём смысл притчи» (слайд №16)

Как вы поняли слова притчи - «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?(Обсуждение,высказывание своего мнения, рассуждение)

    Расширение знания о нравственных понятиях добра и зла

(слайд № 17)

Какие из следующих поступков являются добрыми делами, а какие – злыми? Объясните ваше мнение.

    Играть в футбол на газонах;

2. Рисовать на стенах в школе;

3. Посадить растения возле школы;

4. Метко плюнуть жвачкой в товарища;

5. Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин;

6. Отобрать у друзей мяч;

7. Помочь пожилому человеку перейти улицу;

8. Уступить место в автобусе.

    Игра «Топаем,хлопаем» (слайд № 18-25)

Игра «Топаем – хлопаем» Если поступок, изображённый на картинке добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.

11. Основная мысль притчи (слайд № 26-28)

    Присутствие зла и добра в человеке зависит от его поступков.

    Всё зависит от __________________ .

Каким он ______________ стать, таким и станет.

Будет делать зло – станет _________.

Будет нести добро – станет ________ .

Человека

    Закрепление. Упражнение. (слайд №29-35)

Итак, ребята, сегодня мы говорим о том, что притчи содержат поучение, мораль, урок на примере притчи о двух волках.

Попробуйте сформулируйте нравственные уроки притч, вставляя пропущенные слова в предложении.

Учат видеть в себе движение к _________ и ________ и различать их.

Воспитывает желание делать выбор в пользу ______.

Следовать за ________ влечениями сердца и совести.

Добру

добра

добрыми

12. Рефлексия (слайд №36)

А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.

Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет.


13.Домашнее задание (слайд №37)

Задание на дом:

Подготовить мини-проект «Притча о добре и зле», определить какой нравственный урок содержит притча.

14. ВСЕМ СПАСИБО!!!

Христианская притча

Жил в одном селении сапожник. Жил он праведно, имел веру сильную. И вот перед одним из великих церковных праздников сапожник занемог. Опечалился он, что не сможет попасть в храм, Как вдруг, накануне самого праздника, приснилось ему, как будто чей-то голос, совсем тихий и кроткий говорит: «Раз ты не сможешь прийти ко Мне, Я приду к тебе в этот день».

Проснулся сапожник и обрадовался: «Неужто Сам Господь ко мне пожалует?» - думал он.

Всё утро он наводил порядок и чистоту у себя дома, готовил праздничные угощения - как мог, так и готовился к приходу желанного Гостя. И вот, во время подготовки он увидел за окном рыдающего мальчика. Подозвав его к себе, сапожник спросил:

- Почему ты плачешь?

- У меня сегодня порвались последние ботинки и мне не в чем ходить. А живём мы в семье бедно, а потому новые купить не сможем…

Тогда сапожник успокоил мальчик и сказал: «Давай мне свои ботинки, я починю тебе их». Через короткое время мальчик, весь сияющий от счастья, стоял в отремонтированных ботинках. Проводив его, сапожник продолжил своё дело.

Наступил вечер. И вот, приходит к нему бедная женщина и говорит:

- Прости меня, пожалуйста! Я отдала тебе в ремонт свои сапоги, а заплатить тебе мне нечем… Но ходить без сапог теперь нельзя - холода наступили…

Сапожник только улыбнулся и сказал:

- Готовы твои сапоги. Носи и не снашивай!

И отдал их женщине, так ничего не потребовав.

Наступала ночь. Давно закончив все свои дела, сапожник сидел у окна и ждал обещавшего прийти к нему Гостя. Дело уже близилось ко сну, когда сапожник, приуныв от бесплодного ожидания, стал стелить себе постель. И тут в дверь постучали.

Открыв, сапожник увидел перед собой путника. Тот сказал:

- Пусти меня к себе переночевать. Я весь день в пути, но податься мне не к кому: никто к себе на ночь не пускает…

Сжалился сапожник над ним и пустил к себе в дом. Дав отдохнуть путнику с дороги, сапожник уложил его спать на свою постель, а сам постелил себе на полу.И вот, отходя ко сну, он думал про себя:

- Наверное, я оказался недостоин Гостя, потому что Он так и не явился ко мне сегодня… Видимо, Он не удостоил меня чести справить с Ним этот великий праздничный день…- с такими невесёлыми мыслями и уснул наш сапожник.

И вот снова снится ему, как всё тот же тихий голос говорит ему:

- Я сегодня приходил к тебе трижды, и каждый раз ты Меня радушно принимал.

Следы на песке

Христианская притча

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним - Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну - от его ног, другую - от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе?

Господь отвечал:

Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках.

Счастье

Древняя притча

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.

Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Это хорошо

Восточная притча

У одного африканского короля был близкий друг, с которым он вместе вырос. Этот друг, рассматривая любую ситуацию, которая когда-либо случалась в его жизни, будь она позитивная или негативная, имел привычку говорить: «Это хорошо!»

Однажды король находился на охоте. Друг, бывало, подготавливал и заряжал ружья для короля. Очевидно, он сделал что-то неправильно, готовя одно из ружей. Когда король взял у своего друга ружьё и выстрелил из него, у него оторвало большой палец руки. Исследуя ситуацию, друг как обычно изрёк: «Это хорошо!» На это король ответил: «Нет, это не хорошо!» - и приказал отправить своего друга в тюрьму.

Прошло около года, король охотился в районе, в котором он мог, по его мнению, находиться совершенно безбоязненно. Но каннибалы взяли его в плен и привели в свою деревню вместе со всеми остальными. Они связали ему руки, натаскали кучу дров, установили столб и привязали короля к столбу. Когда они подошли ближе, чтобы развести огонь, они заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели того, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили.

Возвратившись домой, он вспомнил тот случай, когда он лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за своё обращение с другом. Он сразу же пошёл в тюрьму, чтобы поговорить с ним.

Ты был прав, - сказал он, - это было хорошо, что я остался без пальца.

И он рассказал всё, что только что с ним произошло.

Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо.

Нет, - сказал его друг, - это хорошо!

Что ты говоришь? Разве это хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму?

Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой.

Два волка

Притча неизвестного происхождения

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Хрупкие подарки

Притча от Марины Широчкиной

Как-то в одно селение пришёл и остался там жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с таким бесценным даром хоть немного аккуратней?

Одуванчики

Современная притча

Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как он только ни пытался избавиться от них, но одуванчики продолжали бурно расти.

Наконец он написал в департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?»

Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».

Вкус жизни

Восточная притча


Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос:

Можешь ли ты объяснить мне, в чём цель жизни?

Не могу, - последовал ответ.

Тогда хотя бы скажи - в чём её смысл?

Не могу.

А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по Ту Сторону?

Не могу.

Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете?

Мастер успокоил их, сказав:

Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал её вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нём.

Кто должен измениться?

Восточная притча

Ученику, который постоянно всех критиковал, мастер сказал:

Если ищешь совершенства, стремись изменить себя, а не других. Проще самому надеть сандалии, чем покрывать ковром всю землю.

Наклонности

Христианская притча

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые - трудно и остаются непрочны в нём?».

Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? - спросил старец.

Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастёт, даст больной росток и худой плод, - ответили ученики.

Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.

Ученики возблагодарили авву за поучение и удалились в размышлении.

Притча о БАБОЧКЕ. Однажды проходящий по улице человек случайно увидел кокон бабочки. Он долго наблюдал, как через маленькую щель в коконе пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать. Я просил сил. а Бог дал мне трудности, чтобы сделать меня сильным. Я просил мудрости: а Бог дал мне проблемы для разрешения. Я просил богатства: а Бог дал мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать. Я просил возможности летать. а Бог дал мне препятствия, чтобы я их преодолевал. Я просил любви. а Бог дал мне людей, которым я мог помогать в их проблемах. Я просил благ. а Бог дал мне возможности.

Следы на песке Как-то раз одному человеку приснился сон, будто идет он по песчаному берегу, а рядом с ним — Господь. И начал человек вспоминать события своей жизни. Вспоминал радостные — и замечал на песке две цепочки следов, своих и Господа. Припоминал несчастья — и видел лишь одну. Опечалился тогда человек и стал спрашивать Господа: — Не Ты ли говорил мне: если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня? Почему же в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку? Почему Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе? Господь ответил: — Я люблю тебя и никогда тебя не покидал. Просто в пору бед и испытаний Я нес тебя на руках.

Притча. Почему женщина плачет? Маленький мальчик спросил маму: "Почему ты плачешь?" - Потому что я - женщина. - Я не понимаю! Мама обняла его и сказала: "Этого ты не поймёшь никогда". Тогда мальчик спросил у отца "Почему мама иногда плачет без причин?" - "Все женщины иногда плачут без причин" - всё, что смог ответить отец. Потом мальчик вырос, стал мужчиной, но не переставал удивляться: "Почему же женщины плачут?" Наконец он спросил у Бога. И Бог ответил: "Задумав женщину, Я хотел, чтобы она была совершенной. Я дал ей плечи такие сильные, чтобы держать весь мир, и такие нежные, чтобы поддерживать детскую головку. Я дал ей дух настолько сильный, чтобы вынести роды и другую боль. Я дал ей волю, настолько сильную, что она идёт вперёд, когда другие падают, и она заботится о павших и больных, и усталых, не жалуясь. Я дал ей доброту любить детей при любых обстоятельствах, даже если они обижают её. Я дал ей силу поддерживать мужа, несмотря на все его недостатки. Я сделал её из его ребра, чтобы она защищала его сердце. Я дал ей мудрость понять, что хороший муж никогда не причиняет жене боль намеренно, но иногда испытывает её силу и решимость стать рядом с ним, без колебаний. И, наконец, Я дал ей слёзы. И право проливать их, где и когда необходимо. И тебе, сын Мой, надо понять, что красота женщины не в её одежде, причёске или маникюре. её красота в глазах, которые открывают дверь к её сердцу. Тому месту, где обитает любовь".

Отец и сын Как только поезд тронулся, он высунул руку в окно, чтобы почувствовать поток воздуха и вдруг восхищённо закричал: — Папа, видишь, все деревья идут назад! Пожилой мужчина улыбнулся в ответ. Рядом с молодым человеком сидела супружеская пара. Они были немного сконфужены тем, что 25 летний мужчина ведёт себя, как маленький ребёнок. Внезапно молодой человек снова закричал в восторге: - Папа, видишь, озеро и животные… Облака едут вместе с поездом! Пара смущённо наблюдала за странным поведением молодого человека, в котором его отец, казалось, не находил ничего странного. Пошёл дождь, и капли дождя коснулись руки молодого человека. Он снова переполнился радостью и закрыл глаза. А потом закричал: — Папа, идёт дождь, вода трогает меня! Видишь, папа? Желая хоть чем-то помочь, пара, сидящая рядом, спросила пожилого мужчину: — Почему Вы не отведёте сына в какую-нибудь клинику на консультацию? Пожилой мужчина ответил: — Мы только что из клиники. Сегодня мой сын первый раз в жизни обрёл зрение… http://www.fishki.lv/index.php?newsid=24197 Где найдешь, где потеряешь. Притча о честности и жадности. Бродяга, гуляя по рынку, нашёл богато отделанный кошелек. Открыв его, он обнаружил, что в нём лежит сто золотых монет. В этот момент бродяга услышал крик человека в торговых рядах: — Вознаграждение! Вознаграждение ждёт того, кто найдёт мой кожаный кошель! Будучи честным человеком, бродяга подошёл к потерявшему кошелёк и отдал ему свою находку. — Вот ваш кошель. Я могу теперь получить награду? — Награду? — усмехнулся купец, жадно считая золото. — В кошельке, который я обронил, было двести монет золота. Ты уже украл больше, чем вознаграждение. Уйди или я позову охранников порядка! — Я — честный человек, — оскорбленно сказал бродяга. — Давай решим этот вопрос у судьи. Судья внимательно выслушал обе стороны и сказал: — Я верю вам обоим. Правосудие возможно! Купец, вы заявили, что, когда вы потеряли кошелёк, в нём лежало двести монет золота. Хорошо, это — значительная сумма. Но, кошель, который нашёл этот бродяга, содержит только сто монет золота. Поэтому, это не мог быть тот, который вы потеряли. И, с этими словами, судья отдал кошелёк и всё золото бедняку.